Формально ДТ-54 — не первый советский дизельный трактор. Тем не менее, именно он стал самой массовой моделью и настоящей легендой отечественного дизельного тракторостроения, потому что значительно превосходил более ранние разработки по тактико-техническим характеристикам.
История создания
Одной из инициатив В. И. Ленина, наряду с тотальной электрификацией, стала механизация аграрной промышленности. До расцвета индустрии сам Владимир Ильич не дожил, зато разработки пошли в гору: уже в 1922 году Коломенский завод (сейчас — завод имени В. В. Куйбышева) выпустил первый в СССР колёсный трактор «Коломенец-1». Он был разработан на основе американской модели «Могул» и работал на топливе из сырой нефти.
Колёсные трактора плохо подходили для сельского хозяйства, особенно с учётом сурового климата многих российских регионов. Требовалась гусеничная техника — только она может работать в поле без пробуксовок. Кроме того, колёса сильно уплотняют почву за счёт малой площади, а это отрицательно сказывается на урожайности.
Так в 1933 году появился, например, С-60 «Сталинец» — детище Челябинского завода.
После войны индустрия машиностроения пережила новый подъём, который был ознаменован созданием гусеничного трактора ДТ-54 в 1949 году. На протяжении всей «карьеры» ДТ-54 Харьковский (1949–1961), Сталинградский (1949–1963) и Алтайский (1952–1979) тракторные заводы выпустили 957000 — почти миллион! — таких тракторов.
ДТ-54 надолго стал символом труда промышленников в СССР. Он многократно появлялся в кино («Первый эшелон», «Чужая родня», «Калина красная») — многие из этих фильмов популярны и сейчас.
Сфера применения
ДТ-54 — трактор общего назначения: он был универсальным, способным на любые сельскохозяйственные работы. С его помощью осваивали целину:
- планировали земельные участки;
- проводили землеройные работы;
- вспахивали почву 4- и 5-контурными плугами, бороновали;
- засевали землю;
- убирали посевы;
- косили траву;
- расчищали снег.
ДТ-54 можно было использовать в качестве бульдозера и буксировщика. Он имел самые разные орудия захвата и с успехом работал в строительстве и лёгкой промышленности. Препятствием к введению его в широкую эксплуатацию в этом качестве стал гусеничный ход: отлично справляющийся с необработанной землёй, такой трактор неизбежно разрушает дорожное покрытие. Тем не менее, ДТ-54 восстановил много разрушенных войной городов, построил много дорог.
Особенности конструкции и модернизация
ДТ-54 (как и его «младший брат» ДТ-54А) во всех отношениях стал лучшим. Главное его отличие от прежних моделей — пятиступенчатая коробка передач (плюс одна задняя передача). Кроме того, он был оснащён:
- четырёхцилиндровым бескомпрессорным дизельным мотором (с жидкостным охлаждением);
- кабиной, расположенной в задней части машины;
- гидронасосом;
- системой раздельного торможения.
Уже в процессе выпуска разработчики оптимизировали конструкцию, причём опираясь не на своё понимание технологий, а на отзывы реальных рабочих, трудившихся на тракторах. Так ДТ-54 приобрёл закрытую вентилируемую кабину, а расход картерной смазки и износ поршней уменьшились.
Технические характеристики
Предшественник ДТ-54 — трактор СХТЗ-НАТИ, работавший на керосиновом топливе. На Алтайском заводе они продолжали выпускаться до 1952 года, но в большинстве своём уступили место ДТ-54 на конвейерах и в полях уже в начале 1950-х.
Двигатель
На тракторах марки ДТ-54 установлен дизельный мотор, маркированный как Д-54, — четырёхтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) номинальной мощностью 54 лошадиных силы (39,72 кВт). Камеры сгорания — вихревого типа, материал цилиндрового блока — чугун.
Другие параметры двигателя:
Тип охлаждения | жидкостное |
Максимальный крутящий момент | 35 кГм |
Сухая масса двигателя без радиатора | 1100 кг |
Вместимость топливного бака | 185 л |
Пусковой двигатель | тип ПД-10М |
Объём силовой установки | 7,45 л |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра | 125 мм |
Расположение цилиндров | рядное |
Полный ход поршня | 152 мм |
Расход топлива
Номинальный расход составляет 205 г на одну лошадиную силу за час работы. Однако есть факторы, влияющие на расход дизельного топлива:
- перегрузки;
- частота переключения передач;
- неисправность, снижение мощности двигателя.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
Коробка передач ДТ-54 — механическая, предусматривающая 5 передних передач и 1 заднюю. Диапазон скоростей:
Максимальная вперёд | 7,9 км/ч |
Минимальная вперёд | 3,59 км/ч |
Назад (единственная) | 2,43 км/ч |
Трактор был оснащён бортовыми механическими тормозами ленточного типа. Поворотное управление осуществлялось путём затормаживания одной из гусениц (раздельное управление), так что было возможно поворачивать машину буквально стоя на месте.
ДТ-54 имел двухдиапазонный ходоуменьшитель, позволявший увеличить производительность за счёт передвижения в замедленном темпе (например, для посева). Диапазон скоростей, таким образом, начинался с нескольких сот метров в час.
Ходовая часть
Ходовая часть трактора включает:
- гусеницы;
- ведущие и направляющие ролики для управления гусеницами;
- опорные колёса;
- подвеску с балансирными каретками.
На гусеничные цепи были установлены специальные накладки-предохранители, чтобы исключить износ из-за трения о картер коробки передач.
Гидравлика
Трактор был оборудован гидронасосом с трёхклапанным распределителем, тип гидравлической системы — раздельно-агрегатная для большей универсальности (облегчения применения навесного оборудования и прицепов).
Устройство
Конструкция СХТЗ-НАТИ при разработке новой машины была серьёзно переосмыслена и улучшена. Это позволило учесть недостатки предыдущей модели и максимально модернизировать конструкцию. По отзывам тех, кто работал на ДТ-54, он был самым тяговитым трактором среди своих современников.
Передовые решения
Главное отличие ДТ-54 — его силовая установка: на тот момент четырёхтактный дизельный двигатель был самым современным вариантом.
Габаритные размеры
Вот габаритные параметры ДТ-54:
Конструктивная масса | 5400 кг |
Длина с прицепным агрегатом | 3660 мм |
Ширина | 1865 мм |
Высота | 2300 мм |
Дорожный просвет в районе КПП (клиренс) | 260 мм |
База (расстояние между осями крайних опорных катков) | 1622 мм |
Колея (расстояние между серединами гусениц) | 1435 мм |
Удельное давление на почву | 0,41 кгс/см² |
Кабина
ДТ-54 обладает кабиной закрытого типа (правда, только с 1953 года). В ней есть места для двух рабочих, обитые мягким материалом, пульт управления и приборный щиток. Кабины были вентилируемыми, но люди, работавшие в полях в то время, в основном открывали двери. Тогда к сельскохозяйственному агрегату трудно было применить слово «комфорт»: не было ни герметичной обшивки, ни обогрева, а стенки кабины могли защитить от сильного ветра, но не от холода. Задняя стенка кабины вплотную прилегала к топливному баку (это порождало неудобства — иногда солярка заливалась прямо за спины трактористам).
Навесное оборудование
На ДТ-54 можно было установить:
- фронтальную и центральную навеску (жатки, плужные отвалы, погрузочные механизмы, культиваторы);
- боковую навеску (косилки, оборудование для прокладки каналов);
- заднюю навеску (плуги, бороны, сеялки, культиваторы).
Модификации
Основной модификацией стал трактор ДТ-54А. На его основе родились вариации:
- ДТ-54А-С1, имеющая раздельную гидравлику (в первоначальной модификации её не было);
- ДТ-54А-С2 — без навесной системы, гидроцилиндров;
- ДТ-54А-С3 — без гидронавесной системы;
- ДТ-54А-С4 — вариант ДТ-54А-С3, но без выносных цилиндров.
Преимущества и недостатки
Поскольку на момент разработки ДТ-54 был одним из самых новаторских решений, современники выделяли в нём мало недостатков (например, его трудно было завести в мороз). Зато достоинств оказалось много:
- почти полная универсальность (на трактор можно было навешивать любые агрегаты), дающая возможность очень широкого применения машины;
- хорошая тяга при невысоких оборотах двигателя (даже Д-75, следующая модель, при большей мощности, но более высоких оборотах хуже справлялся с пятиконтурным плугом);
- неплохая маневренность;
- хорошая ремонтируемость и возможность ставить на ДТ-54 детали от других тракторов без потери функциональности;
- высокая проходимость (особенно в сравнении с колёсной техникой).
Техническое обслуживание
В инструкции к машине можно было найти указания о необходимости:
- совершить первичную обкатку без нагрузок, чтобы обеспечить притирание частей трактора друг к другу;
- применять и своевременно менять соответствующие моторные масла (М-10ДМ или М-10Г2к плюс трансмиссионное масло Тап-15В);
- консервировать машину при неиспользовании в течение долгого времени (полностью очищать и смазывать, сливать топливо);
- оперативно реагировать на проблемы с ДВС, не дожидаясь усугубления ситуации.
Основные неполадки и способы их устранения
Аграрии особенно высоко ценили в ДТ-54 простоту обслуживания. Возможности отогнать технику в лицензированный центр, как сейчас, у советских целинников не было, поэтому крайне важна была возможность чинить и обслуживать её «без отрыва от производства».
Если мотор не заводился, это могло говорить, например:
- о низком качестве дизельного топлива (солярки);
- об отсутствии смазки;
- о засорении пускательного устройства.
При сильной вибрации рекомендовалось обратить внимание на:
- правильно ли навешены агрегаты;
- в норме ли уровень солярки и масла;
- в порядке ли крепежи.
Основные проблемы с эксплуатацией говорили:
- об отсутствии топлива;
- о засорённости деталей и сцеплений;
- об отсутствии контактов проводов, переключателей.
Подавляющее количество неисправностей можно было устранить на месте.
Цена
Для тех времён стоимость ДТ-54 была невысокой. Трактор стал по-настоящему массовым, одним из основных орудий освоения целины, поэтому закупался сельскохозяйственными предприятиями в очень крупных масштабах.
Восстановленные ДТ-54 можно купить и сейчас (правда, скорее в качестве памятника истории, чем рабочей машины). Механики-любители реанимируют технику тех времён, заменяя износившиеся детали на более новые (от других моделей), но стараясь при этом сохранить оригинальный внешний вид. Большинство из таких кастомизированных тракторов даже находится на ходу. Цена варьируется в зависимости от сохранности ДВС и механизмов — от 50 до 200 тыс. рублей (для сравнения — предыдущие и некоторые последующие модели, не снискавшие такой популярности, сейчас представлены только в виде лома).
Аналоги
Прямых аналогов у ДТ-54 (кроме вариации ДТ-54А) нет. Зато его конструкция послужила основой для создания тракторов следующего поколения: Т-75, Т-74, ДТ-75. Они были мощнее, обладали усовершенствованной коробкой передач, более производительными ДВС. ДТ-75 выпускается до сих пор, и он — единственный, кто перегнал ДТ-54 по массовости выпуска (более 2,5 млн единиц).
Несмотря на то, что сейчас ДТ-54 — однозначно устаревшая машина, она осталась легендарной. Её поклонники существуют и сейчас. В России установлено множество памятников ДТ-54, а власти Въетнама, куда СССР активно экспортировал свои машины, даже поместили изображение ДТ-54 на свои купюры.
Видео