Т-800 бульдозер: технические характеристики трактора, аналоги

Бульдозер Т-800 (Т-75.01) — обзор гиганта спецтехники

Развитие тяжёлой промышленности напрямую влияет на создание новой техники. Если речь идёт об энергозатратных работах, например о выработке пород, то специализированные машины должны иметь не только оборудование, но и впечатляющую мощь. Её должно хватать на то, чтобы дробить многотонные пласты, раскалывая их на куски. Подобная техника также должна быть надёжной и подготовленной к самым разным условиям.

Один из таких представителей – трактор ЧТЗ Т-800, изготовленный на Челябинском тракторном заводе. Было выпущено только 10 единиц данной модели. Его размеры и масса по-настоящему огромны. В 1990 году Т-800 занесли в книгу Гинесса как самый производительный бульдозер. Челябинский «монстр» самый крупный из всех машин, производимых в Европе. Аналоги можно найти только на мировом рынке. Да и то, немного. Данный агрегат вполне можно назвать «русским терминатором». Кстати, такую же производственную маркировку имел и легендарный терминатор, роль которого сыграл Арнольд Шварценеггер.

Назначение бульдозера

Т-800 или Т-75.01 – настоящий показатель истинной мощи. Его номинальная тяговая сила равняется 75 т, а максимальная доходит до 140 т. Данную технику используют в различных сферах, требующих максимальной производительности. Сюда относятся работы на горно-обогатительных комбинатах, обязательно его участие при постройке магистралей, больших мостов, газотранспортной системы и особо крупных объёктов.

C:\Users\Пользователь\Downloads\Трактор Т-800\maxresdefault.jpg

История создания

Первая модель Челябинского гиганта вышла в 1983 году. Производство, правда, длилось недолго – всего 16 лет. За это относительно непродолжительное время было произведено только 10 единиц. Каждая такая машина делалась под заказ и для выполнения конкретных задач. До 2010 года Т-800 не имел конкурентов. Да и сейчас ему можно противопоставить только японский «Komatsu» и американский «Caterpillar». В Европе «челябинец» до сих пор остаётся несменным лидером по своим показателям производительности и мощности.

Свою известность Т-800 получил при работе на строительной площадке Южно-Уральской АЭС. Для расчистки скальных участков был привлечён супербульдозер «Интерн». Но производительности «американца» было недостаточно на особо трудных участках. По распоряжению городской администрации, тогдашний директор ЧТЗ Николай Ложченко отправил на помощь Т-800.

Обо всём происходящем впоследствии рассказали изумлённые очевидцы. Бульдозер просто раскалывал горную породу, упираясь в неё своим зубом рыхлителя. Подобного не могла сделать ни одна техника. Огромные куски скалы разлетались по всем сторонам с грохотом и искрами. После успешного завершения работ к машине пришла настоящая популярность. Её начали требовать на все тяжёлые производства.

Отличные достижения бульдозер смог показать и при реконструкции известного металлургического завода в Магнитогорске. Двухнедельный объём работы «Komatsu» Т-800 смог выполнить за 1 смену.

После этого технику срочно потребовали доставить на алмазное месторождение в якутский город Мирный. При проведении подрывных работ алмазы подвергались большой нагрузке, что провоцировало появление трещин. Это очень сильно снижало стоимость. Использование Т-800 обеспечило возможность в дальнейшем обходиться без взрывчатки. Для перевозки Челябинского гиганта в пункт назначения понадобился самый большой самолёт – Ан-225 «Мрия».

У трактора начало вырисовываться перспективное будущее. Его планировали использовать на многих производствах: стройке автомобильных дорог, крупных объектах промышленности, выработки полезных ископаемых. А уже названая Южно-Уральская АЭС была одна из самых крупных, но дальнейшая стройка подобных объектов была прекращена в конце 80х – начале 90-х годов.

В эти проекты было вложено огромное количество сил, времени и денег. Но завершения так и не последовало. Сейчас возрождение такого монстра вряд ли уже возможно. Да и самого ЧТЗ как такого уже не существует.

C:\Users\Пользователь\Downloads\Трактор Т-800\4242790_large-1024x768 (1).jpg

Сфера применения

Области использования такой машины весьма специфичны. Их не много, но каждая из них требует максимального вложения энергии и производительности. При разработке полезных ископаемых открытым методом в скальных и мёрзлых грунтах, такой агрегат просто необходим. Благодаря своей мощности он способен вскрывать даже самые твёрдые участки. Он приспособлен работать даже в самых экстремальных климатических условиях.

Увеличить функциональность машины помогают 2 вида гусеничных лент: специальные 6-тонные – для скальных выработок и 8-тонные – для почвы. Такой приём способен снизить давление на почву до 91,4 МПа.

Технические характеристики

Технические показатели данной модели просто невероятны. Каждая деталь подогнана идеально, чтобы стать частью гигантского «организма» и предать ему необходимую мощь. Самые основные данные представлены ниже.

Силовой агрегат 6ДМ-21Т
Объём бака 2050 л
Специальное навесное оборудование Полусферический отвал без поворота
Тип рыхлителя Однозубый, с углом наклона от 37º до 62º
Наибольшая передняя скорость 10,6 км/ч
Наибольшая реверсионная скорость 14 км/ч
Жидкостное давление в гидросистеме 17 МПа
Колёсная база 6,22 м
Ширина и кол-во траков гусеницы 70 или 85 см, 47 штук на 1 гусенице
Эксплуатационный вес 76,5 тонны (с рыхлителем – 106 тонн)

Двигатель сверхбульдозера

В качестве силового агрегата на технике установлен шестицилиндровый 4-х контактный дизельный мотор 6ДМ-21Т с промежуточным охладителем вдуваемого воздуха и газовой турбиной. В диаметре один цилиндр составляет 21 см. Мощность двигателя бульдозера составляет 820 л.с. Имеется непосредственный впрыск топлива. Смазочная система мотора – специальная принудительная, с картером сухого типа.

Такой мотор был произведён на Уральском турбинном заводе, который размещается в Екатеринбурге. С 1976 по 2004 год он именовался Турбомоторным заводом. Интересно, что этими же двигателями комплектовались и легендарные сверхтяжёлые самосвалы БелАЗ.

Внимание! Изначально Т-800 задумывался как техника для тяжёлых работ в сложных климатических условиях. Однако не стоит пренебрегать общими правилами эксплуатации. Перед выполнением работ необходимо прогреть двигатель. Не стоит забывать и о своевременной проверке технического состояния и замены жидкостей.

C:\Users\Пользователь\Downloads\Трактор Т-800\bul-dozer-t-800-tehnicheskie-harakteristiki-25.jpg

Топливная система

Для обеспечения продолжительной работы, на технику установлен большой топливный бак, общим объёмом в 2050 литров. Благодаря чёткой конструкции, созданной талантливыми инженерами ЧТЗ, горючее равномерно распределяется по главным деталям. Так, система охлаждения потребляет 383 литра, смазочная система мотора – 225 литров, а КП и задний мост – по 200 литров.

Трансмиссия

Техника оборудована гидромеханической трансмиссией. КП – планетарного типа, трёхвальная. Обеспечивает возможность переключать четыре передних скорости и две реверсионных.

Гидротрансформатор – трёхколесный, с одной ступенью. Кроме основного конического редуктора, имеются и бортовые, с 2 ступенями. Все детали КПП, тормозной и поворотной системы покрыты маслом. Это предотвращает их поломки и защищает от чрезмерного нагрева.

Гидравлика

В Т-800 предусмотрена раздельно-агрегатная гидросистема с двумя каскадами и шестеренчатыми насосами. При нейтральной позиции разгрузочного рычага производится эффективное управление спецоборудованием. Трактор имеет отдельные регуляторы-селекторы для каждого вида навесного оборудования. Фильтр полного потока стоит в резервуаре на сливном трубопроводе.

Ходовая часть

Для обеспечения передвижения и работы многотонного бульдозера установлена торсионно-упругая подвеска. Каждый из опорных катков имеет дополнительное подрессоривание. Модель предусматривает использование гусениц закрытого типа со смазкой. Другими словами, башмаки соединены шарнирами закрытого типа. Такое нововведение обеспечивает продолжительный срок службы агрегата.

Использование упругой эластичной подвески для катков с амортизирующими частями и покачиванием гусеничных тележек позволяет уменьшить нагрузку на рамную конструкцию и трансмиссию при работе на скальных и твёрдых поверхностях. Кроме этого, такие катки обеспечивают увеличенную площадь соприкосновения с поверхностью при езде. Данная конструкция позволяет прибавить тяговой силы бульдозеру.

Электрика

Все электронные устройства системы трактора питаются от 4 АКБ. Мощность генератора составляет 3,5 кВт. Номинальное напряжение электрического оборудования составляет 17 Вольт.

Устройство

Все детали устройства полностью подстроены под сферы деятельности транспорта. Каждая из них имеет высокую надёжность, обеспечивая продолжительный срок эксплуатация, по мнению создателей. Всё управление трактором осуществляется из кабины. О ней мы сейчас и расскажем.

Кабина

C:\Users\Пользователь\Downloads\Трактор Т-800\t800_cab.jpg

Основным материалом при изготовлении кабины послужил металл. Внутри она облицована особыми материалами, обладающими способностью сохранять тепло и поглощать звуки. Двухместная кабина получилась весьма удобной и объёмной (3,5 м3). Комфорт добавляют амортизаторы, размещённые между кабиной и основной частью, и двойное остекление. Для дополнительной защиты водителя, возможна установка особого ограждения.

Управление

На пульте управления размещаются 2 рычага, отвечающие за поворот машины. Включаются при помощи педали. Тормозная система позволяет остановить машину в то время, когда мотор ещё активен. Ели же вдруг произойдёт какая-то поломка и двигатель откажет, то сработает автоматическая система и произойдёт аварийное торможение.

Бульдозерно-рыхлительное оборудование

Передняя часть машины оборудована полусферическим неповоротным отвалом с гидравлическим перекосом и регулируемым углом срезания грунта. Ширина достигает 6 м, а высота – 2,6 м. Максимально возможный объём транспортируемого грунта составляет 26,2 м3. Ковш может погружаться в землю на 0,8 м. Угол перекоса отвала – 8º.

Сзади трактора размещается однозубый рыхлитель. Угол наклона можно регулировать под разные задачи. Наименьшее значение – 37º, а наибольшее – 62º. Максимальное погружение в грунт останавливается на отметке в 0,8 м.

Ремонт и ремонтопригодность

Особых проблем с ремонтом возникать не должно. Техника произведена в России, поэтому детали всегда можно найти. Мелкие поломки, при соответствующем уровне подготовки оператора, почти всегда можно устранить на месте.

Другой вопрос, касающийся ремонта, возникает сам собой «А как часто данная техника ломается?» К сожалению, точного ответа дать нельзя. Все отзывы о данном тракторе сводятся либо к «байкам соседа» или рассказам людей, которые были знакомы с операторами данного бульдозера. Некоторые утверждают, что через полгода трактор просто истекал маслом и ломался на каждом шагу, другие говорят – что всё отлично. Точной информации о техническом состоянии после длительной работы нет.

C:\Users\Пользователь\Downloads\Трактор Т-800\maxresdefault (1).jpg

Аналоги и цены

Как говорилось ранее, конкурентов у Т-800 на просторах Европы просто не существует. Единственным аналогом можно назвать японский тяжеловес «Komatsu D575A». Он также уже снят с производства. В 2009 году выпуск полностью прекратился. Но сейчас всё ещё можно найти хорошие модели, но только бывшие в использовании. Масса «японца» составляет 152,6 тонны. Мощность двигателя разнится от версии, но за средний показатель можно считать 1000 л.с. Работает такая машина на огромных карьерах, куда её доставляют.

Новый Т-800 можно приобрести в среднем за 6 000 000 рублей. На вторичном рынке стоимость моделей разнится от 2 000 000 до 4 000 000 рублей. Цена напрямую зависит от состояния и года выпуска бульдозера.

Т-800 – настоящий монстр, поражающий своими техническими характеристиками. Его производительности хватает даже на самых сложных участках. Сейчас воскрешение производства практически не возможно. На это уйдут годы. Поэтому использовать иностранную технику намного дешевле и выгоднее.

Видео

 

Ссылка на основную публикацию