Тракторное машиностроение в Белоруссии постоянно развивается. На смену давно зарекомендовавшим себя моделям, приходят новые, более усовершенствованные, выполненные в соответствии с современными стандартами качества.
С 2009 года Минский завод производит трактор МТЗ-1523, принадлежащий к 3 тяговому классу. Характерными особенностями машин данного типа выступают: высокая мощность двигателя и полноприводная конструкция, обеспечивающая лучшее сцепление с почвой. Агротехника, соответствующая данным параметрам, идеально подходит для сельхозработ.
Технические характеристики
Габариты
МТЗ 1523 обладает весьма внушительными размерами и весовыми показателями:
- Его длина — 4,71 м.
- Ширина — 2,25 м.
- Высота — 2,96 м.
- Колесная база составляет — 2,85 м.
- Колея по задним колесам — 1,8 м, по передним — 1,61 м.
- Дорожный просвет (клиренс) — 0,4 м.
- Без топлива и эксплуатационных жидкостей он весит — 5,8 т.
- Общая масса — 7,2 т.
Благодаря этим параметрам трактор способен преодолевать брод, глубина которого может достигать 0,85 м. Также он отличается хорошей проходимостью в условиях сложного передвижения и повышенной маневровой способностью.
Двигатель
Модель укомплектована дизельным турбированным мотором Д 260 с шестью цилиндрами, рассчитанным на мощность 148 л.с. Объем силового агрегата составляет 7,12 л, максимальная частота оборотов его коленвала — 2275 об/мин, что на 175 больше, чем номинальная. Предельное значение крутящего момента равно 587 Нм. Без рабочих жидкостей движок весит 650 кг.
Турбодвигатель оснащен трехступенчатым воздухоочистителем, обеспечивающим поступление воздуха к цилиндрам. Запускается он с помощью электростартера.
По данным технического паспорта потребление горючего равняется 161,8 г/л.с.ч., но в режиме функционирования может быть больше. Объем основного топливного бака — 130 л, дополнительного — 120.
В комплектацию двигателя входит двухконтурная гидросистема охлаждения с радиатором. Движение антифриза в ней происходит за счет центробежного насоса, а тепловой режим поддерживается работой двух термостатов и вентилятором.
Мотор оборудован комбинированной системой смазки с шестеренчатым масляным насосом. Смазочное вещество в нем очищается посредством фильтрации, а охлаждается при помощи вмонтированного теплообменника.
В качестве плюсов Д-260 следует перечислить:
- экономное потребление топлива;
- соответствие экологическим нормам безопасности;
- удачное расположение жидкостно-масляного устройства теплообмена;
- автоматический контроль температуры;
- двухуровневую очистку горючего и масла.
Гидравлика
Управление добавочными орудиями с большой грузоподъемностью на МТЗ 1523 осуществляется посредством электрогидравлики, базирующейся на методике Bosch-Rexroth. Автоматика позволяет работать в трех положениях регулировки: силовом, смешанном и позиционном.
Оператор может управлять навесными приспособлениями, настраивать параметры обработки почвы и выполнять другие необходимые действия прямо из кабины.
Максимальный вес, на который рассчитаны орудия сзади — 6,5 т. Синхронизация торможения и прицепного оборудования позволяет сократить тормозной путь в 1,5 раза.
Монтаж добавочных орудий проводится при помощи стандартной навесной системы в задней части сельхозагрегата. Работа пневматики обеспечивается пневмосистемой самого трактора, привод осуществляется от ВОМ.
Коробка передач
Машина оснащена механической КПП. Для движения вперед предусмотрены 16 скоростей, для реверса — 8. Коробка состоит из:
- картера;
- гидросистемы;
- комплекса регулирования;
- промежуточного вала;
- блока шестерен.
Трансмиссионное смазочное вещество смазывает детали КПП. Заменять его необходимо регулярно, согласно указаниям в инструкции.
Благодаря мотору сельхозагрегат способен развивать скорость до 32,5 км/ч, двигаясь вперед и 15,6 км/ч при заднем ходе. Это делает его подходящим для исполнения множества манипуляций в сфере сельского хозяйства.
Ходовая часть, трансмиссия и органы управления
Эта конфигурация оборудована стояночной и рабочей системой торможения. Функциональные элементы расположены на валах ведущих шестерней.
Рабочие тормоза подразделяются на левые и правые. Они приводятся в действие двумя педалями с помощью гидростатического привода. Стояночный тормоз активирует фиксируемый рычаг посредством независимой механической тяги.
В состав трансмиссии входят:
- Замкнутая двухдисковая муфта сцепления. Привод — гидростатический, орган управления — педаль.
- Задний мост, состоящий из главной передачи, конечных и бортовых передач и дифференциала блокировки.
- Передний мост, который является ведущим. Он представлен в виде цельной балки с находящейся внутри главной передачей, а также ведомой и ведущей шестернями.
Отличительными особенностями ходовой части выступают надежность и удобство. Благодаря конструкции колес можно изменить колею. На передней оси расстояние уменьшается или увеличивается разворотом диска на 180°, на задней — с помощью перемещения узла по полуоси. Чтобы повысить проходимость, осуществляют установку сдвоенных колес.
Органы управления:
- руль, установленный на регулируемой колонке;
- четыре педали, две из которых предназначены для задействования тормозной системы, остальные для подачи топлива и сцепления;
- рычаги, переключающие передачи и диапазоны;
- несколько блоков управления: блокировкой дифференциала, подключением переднего моста, гидронавесной системой, ВОМ;
- рычаг стояночного тормоза;
- рукоятки смены режимов работы вала, выбора мощности.
Рулевое управление
Гидрообъемное рулевое регулирование сельхозагрегата дает возможность ощутимо снизить прилагаемые усилия при совершении маневров. Систему составляют:
- шестеренчатый насос левого вращения;
- насос-дозатор;
- двухштоковый цилиндр;
- емкость для масла, внутри которого находится фильтр тонкой очистки.
ГОРУ устроено так, что управлять трактором можно с места оператора, расположенного сзади.
Устройство
Кабина
Эргономичная кабина спроектирована и выполнена по последнему слову техники.
Она оснащена удобным регулируемым креслом, позволяющим водителю осуществлять круговой обзор. Защитный экран, травмобезопасные сферические окна, качественная внутренняя обшивка и современный дизайн гарантируют комфорт и безопасность при выполнении задач.
Находясь внутри оператор полностью защищен от температурных перепадов, шума и вибраций. Оптимальный микроклимат поддерживают отопление и вентиляция.
На заднем и лобовом стеклах установлены омыватели и стеклоочистители с электрическим приводом, благодаря которым уверенной работе не помешает даже сильный дождь или снег. Боковые зеркала обеспечивают отличный обзор трактористу. При желании в кабину можно монтировать автомагнитолу, под нее предусмотрено специальное место.
Навесное оборудование
Для этой модели подходит почти любое сельскохозяйственное оборудование:
- различные типы плугов;
- сеялки;
- бороны;
- косилки;
- почвообрабатывающие агрегаты;
- сеялки-культиваторы.
При помощи гидровыводов такие устройства устанавливают на задней подвеске. Их движение обеспечивает сам трактор.
Модификации
Белорусский завод постоянно совершенствует базовые вариации. Сейчас существует пять модификаций, все они представлены в таблице ниже.
Модели | Характерные особенности |
МТЗ 1523В | Отличается от базовой версии наличием реверсивного поста управления. Подходит для работ, при которых необходимо продолжительное движение машины задним ходом. Оборудован КПП с большим числом передач (до 24 вперед и до 12 назад). |
МТЗ 1523.3 | Имеет дизельный движок Д-260.1S2, соответствующий экологическому стандарту Stage II. |
МТЗ 1523В.3 | Это вариация машины с реверсивным постом управления и мотором Д-260.1S2. |
МТЗ 1523.4 | На данном сельхозагрегате установлен двигатель Д-260.1S3А, который доведен до экологических стандартов Stage IIIА. |
МТЗ 1523.5 | Оснащен дизелем Д-260.1S3В, номинальной мощностью 153 л.с. Соответствует нормам Stage IIIВ. |
Производитель осуществляет модернизацию выпускаемой техники в соответствии с рыночными потребностями. В конструкцию силового агрегата постоянно вносятся изменения, связанные с ужесточением экологических требований к сельхозмашинам. Кроме этого, ведущие инженеры компании не прекращают заниматься усовершенствованием эргономики места деятельности тракториста.
Обслуживание
Так как МТЗ 1523 обладает комбинированной смазочной системой движка, летом лучше использовать масло для дизеля с присадками ДП 11 и ДСП 11, а зимой — ДП 8. Также подойдут и синтетические смазочные вещества. Для трансмиссии рекомендуется брать универсальное всесезонное масло. При его выборе следует обращать внимание на вязкость и температурный режим эксплуатации. Технический осмотр необходимо проводить раз в смену (каждые 10 часов). Плановый техосмотр осуществляется через 125, 250, 500, 1000 и 2000 моточасов.
Основные поломки и их устранение
Данная модель зарекомендовала себя за счет возможности проведения ремонтных мероприятий в полевых условиях. Трактор отличается стабильной работой на протяжении гарантийного срока, установленного изготовителем. Интенсивность использования при этом на нее никак не влияет. Пригодность механизмов и узлов к ремонту можно охарактеризовать как довольно высокую.
Согласно отзывам покупателей, стоимость и качество этого сельхозагрегата находятся в оптимальном соотношении. Большинство неисправностей, как правило, обусловлены неверной эксплуатацией техники, несвоевременным обслуживанием и небрежностью.
Достоинства и недостатки
О том, чем хороша эта конфигурация можно узнать из отзывов владельцев, которые уже имеют опыт в ее применении. Основываясь на их мнении, из преимуществ стоит перечислить:
- экономичный мощный двигатель, которому присущи отличные тяговые характеристики;
- простое и понятное управление;
- удобную кабину;
- высокую проходимость за счет наличия полного привода;
- разнообразие добавочного прицепного и навесного оборудования;
- гидрораспределитель, обеспечивающий хорошую энерговооруженность;
- наличие необходимой информации, доступных запчастей и материалов для ремонта;
- высококачественные шины.
Следует также указать и недостатки:
- диски сцепления довольно быстро изнашиваются, даже при условии регулярной отладки;
- резиновые шланги гидросистемы недостаточно надежны;
- присутствуют характерные признаки некачественной сборки (негерметичные соединения, нарушение соосности, слабая затяжка элементов).
Аналоги
Схожими характеристиками обладает еще одна модель, которая выпускается на Минском тракторном заводе — МТЗ 1525. Она укомплектована автоматической гидросистемой Bosh, дающей возможность регулировать глубину обрабатываемой почвы. Такая доработка влечет за собой повышение стоимости, что закономерно.
Еще одним аналогом МТЗ 1523 является модель Case Maxxum 140, совсем немного уступающий ему по техническим характеристикам.
Где приобрести и сколько стоит
Купить новый или бывший в эксплуатации трактор можно у официальных представителей завода изготовителя, а также в компаниях, осуществляющих торговлю сельхозтехникой в любом регионе.
Цена машины формируется в зависимости от года выпуска, комплектации и наличия или отсутствия дополнительного оборудования. На данный момент трактор МТЗ 1523 обойдется покупателю как минимум в 2850000 рублей.