Как известно Беларусь – страна тракторов, каждый десятый в мире «степной богатырь» изготовлен в этой стране. После распада СССР многие заводы и фабрики уступили импортным производителям. Но благодаря соседству с Европой, Минский тракторный завод смог не только сохранить свои разработки, но и интегрировать лучшие достижения конкурентов в свои проекты. Двигатели МТЗ отличаются высокими экологическими показателями, улучшенным КПД и низким уровнем шума.

Область применения и возможности агрегатирования
Беларус МТЗ-3522 – тяжелый полноприводный тягач, отличник среди своих одноклассников. Тяжеловес выполняет широкий спектр сельскохозяйственных работ, одно его колесо весит около 700 кг. При этом отличается прекрасной проходимостью и сниженным расходом топлива. Универсально-пропашная модель мощностью до 350 л.с. используется:
- для транспортировки;
- на всей этапах обработки земли;
- при сборе урожая;
- на этапе заготовки кормов;
- на работе в полях;
- на лесных предприятиях;
- на стройке.
«Мускулистый» Беларус создан для энергоёмких работ на любом грунте. Совместим со всеми видами транспортного средства, не оборудованного двигателем. Справляется со всеми полевыми задачами, легко работает в команде с прочей прицепной сельхозтехникой: плугами, культиваторами, боронами, сеялками, пресс-подборщиками, косилками, глуборыхлителями и другими агрегатами.
Агрегат | Модель |
Полуприцеп с разбрасывателем | ПСС-15 |
Косилка-плющилка с тремя секциями | КПР-9-01 |
Бочка для транспортировки навоза | МЖУ-20 |
Оборудование для обработки почвы | АДУ-6-АКД |
Сеялка широкозахватная на пневматике | СПШ-9 |
Устройство для мелкого рыхления почвы | Л-114А-02 |
каток для прикатывания посевов | КП-12 |
Универсальный прицеп | ПМФ-18 |
Технические характеристики
Беларус-3522 флагман среди сельхозтехники 5 тяговой категории.
Параметры техники: в длину – 6100, ширину – 2820, в высоту – 3350.
Прямиком из завода вес МТЗ-3522 составляет 11,5 тонн, с комплектацией – 12,3 тонны, 14 тонн – максимально-допустимый вес.
Производитель | МТЗ, Беларусь |
Клиренс | 450 мм |
Расстояние между осями передних и задних колёс. | 3000 мм |
Размеры колеи передних колес | 2000-2150 мм |
Размеры колеи задних колес | 2050-2744 мм |
«От бордюра до бордюра» | 6500 мм |
Объем бака с топливом | 650 литров |
Предельная скорость | 40 км/час. |
В версии, предлагаемой заводом, стоит механическая коробка передач и мокрые дисковые тормоза. В комплекте идёт сдваивание задних колёс, можно приобрести дополнительно устройство и для передних, которые справятся с грузом весом в 1350 кг. Передние колоса приводят в действие систему рулевого управления транспортным средством. Монолитный передний мост, гидронавесная система позволяет производить необходимые манипуляции с рабочего места.
Расстояние от опорной поверхности (земли) до самой нижней точки трактора, расположенной над рядком сельскохозяйственной культуры | 550 | |
Величина передних шин | 600/65R34 | |
Величина задних шин | 710/70R42 | |
Давление на грунт, кПа | 180 |
Ходовая часть и трансмиссия
Рамная конструкция минского тяжеловеса отличается прочностью, удобна в ремонте и универсальна при замене колес различного диаметра. У модели существует 2 разновидности заднего моста: укороченная и стандартная полуось. Все четыре колеса являются ведущими. Благодаря дифференциалу и глубокому протектору шин повысился уровень проходимости, улучшая сцепление с любым видом поверхности.
Надежно защищенный мотор, высокий клиренс, широкие колеса и продуманная конструкция кузова помогают преодолевать серьезные препятствия, встречающиеся на пути.
Двухдисковое сцепление с электрогидравлическим приводом повышают тягу устройства, что позволяет брать больший вес при проблемной почве. Коробка переключения скоростей усилена отбором мощности от 500 до 1000 оборотов в минуту и оснащена 36 передачами: 24 – передние, 12 – задние. Большое количество передач обеспечивает плавный ход, быстрый разгон, лучшую тягу и экономию топлива.
Рабочий тормоз совмещен с ручником и усилен прицепным тормозом. Комплект можно дополнить противовесами для передней части кузова. Это дополнение обеспечит хорошую маневренность и облегчит управление.
Гидравлическая система
Минск идет в ногу со временем и уже давно управление навесными орудиями производится джойстиком в кабине машины. Сама же универсальная гидравлическая система запускается немецким аксиально-поршневым насосом компании Bosh. Германия зарекомендовала себя, как верный партнер по машиностроению, поэтому сомневаться в качестве важной детали не стоит. Белорусский завод стремиться выпускать отечественный, а главное качественный мотор и насос.

Насос прогоняет 120 литров в минуту, что увеличивает грузоподъемность до 8 тонн. Навеска с трехточечной геометрией перераспределяет груз веса и сопротивление на заднюю часть. Это облегчает сельскохозяйственную машину и дает дополнительную маневренность. Чтобы удвоить грузоподъемность и производительность можно подключить спереди навесное оборудование, которое дополнительно вытянет 5 тонн груза, плюс заднее выдержит 10 000 кг по умолчанию.
Объём рабочей жидкости, расходуемой объёмным гидромотором за один цикл работы гидросистемы составляет 45 см3/об. При максимальном давлении в 20 МПа ёмкость гидромашины составит 110 литров. МТЗ ставит пломбу на распределителе, клапан которого перестанет работать при давлении в 135 кгс/см2.
От перегрузок гидравлическую систему защищает предохранительный клапан, который в случае чрезмерного давления отключает систему и защищает элементы гидравлики от повреждений. Механизм проверяет МТЗ на производстве и устанавливает свою пломбу.
Расход топлива МТЗ-3522
Дизельный мотор трактора расходует в среднем 240 грамм на киловатт в час. Автономная работа при полном 650-ти литровом баке составит 12 часов. Немецкий двигатель более долговечный, экономный и «экологичный», прошел все современные проверки и стандарты. Несмотря на выполнение энергозатратных операций, МТЗ-3522 славится «умеренным аппетитом» и долговечностью.
Двигатель
Немецкий шестицилиндровый дизельный двигатель Deutz представляет собой механическое сердце машины. Его емкость составляет 7 литров и этого хватает для 355 лошадиных сил или 260 кВт. От повышения количества залитого в бак топлива, мощность мотора не увеличится. Для этого необходимо достаточное количество воздуха, при котором дизель сгорает и высвобождает энергию. Чтобы не образовывался избыток топлива, в комплекте с двигателем идет турбонаддув и жидкостное охлаждение. Их совместная работа защищает мотор от перегрева и повышает прозрачность выхлопных газов.
В стандартном комплекте от производителя предусмотрены дополнительные детали, как электрический стартер, турбированный впрыскиватель, предпусковой подогреватель и двойной фильтр для очистки. Эти компоненты создают возможность бесперебойной работы транспорта даже в тяжелых погодных условиях. В паспорте прописан максимальный показатель в 1498 Н•м, который дает возможность тяжеловесу разгонятся до 40 км/час и при этом не терять свои главные эксплуатационные свойства.
Масса и габариты
Масса трактора – важнейший эксплутационный показатель, который в значительной степени определяет тягово-сцепные свойства техники. Прямиком с завода Беларус-3522 выпускают весом в 11 тонн. Масса с рабочим оборудованием, указанным изготовителем на 500 кг больше, а с полностью заправленным топливным баком, гидросистемой и прочим составляет 12,3 тонны.
Максимальный вес богатыря при всевозможных дополнениях не превысит 14 тонн. Масса базовой машины, введенной в эксплуатацию, распределяется между передним и задним мостом. При этом допускается нагрузка на переднюю часть 80 кН и 140 кН на заднюю. Прицеп также имеет ограничение в 40 тонн, ведь сцепление зависит от буксования. А в сельском хозяйстве пробуксовка плохо сказывается на грунте и дальнейшем росте растений, разработчиками МТЗ было рассчитано оптимальное соотношение массы к габаритам.
База | 3 000 мм |
Габаритные размеры | 6 100×2 820×3 350 мм |
Колея по передним колесам | 2 000-2 150 мм |
Колея по задним колесам | 2 050-2 744 мм |
«От бордюра до бордюра» | 6,5 м |
Дорожный просвет | 450 м |
Особенности устройства
Улучшенная по основным параметрам модель МТЗ-3522 отличается от аналогов:
- усовершенствованным внешним видом;
- продуманной системой для легкого ремонта даже в поле;
- более крепкой рамой;
Базовая комплектация | Заказ |
Гидронавесная система механического управления | Передние грузы |
Передний вал отбора мощности | Комплект для сдваивания передних колес |
Переднее навесное устройство | |
Стандартный комплект для сдваивания задних колес | |
Климат-контроль |
Кабина
Рабочее место рассматривается отдельным пунктом. Очень важно, чтобы водитель чувствовал себя в безопасности, комфорте и все необходимое располагалось на интуитивном уровне. Продуктивность зависит от того, чтобы водителя ничего не отвлекало и не утомляло. Застекленная одноместная кабина оснащена регулируемым сидением. По двум осям можно настроить удобное рабочее место под водителя любого роста и телосложения. Кабина находятся под замком, левая дверь открывается ключом.
В базовой комплектации зеркала, стеклоочистители, климат-контроль, удобное дополнительное сидение. Теперь в любую непогоду работается комфортно. Проблема загазованности решена установкой фильтров, которые очищают воздух внутри устройства и снаружи. Внутри салона нет дыма. Производители продумали шумо- и теплоизоляцию улучшенным остеклением. От опрокидывания водителя защитит дополнительный каркас на кабине. А дополнительные стеклопакеты благотворно влияют на обзорность, повышая при этом уровень безопасности.
Модификации
Как было описано выше, возможны модификации, связанные с коробкой передач и различием в заднем мосте. Можно выбрать по цене и удобству КП: гидромеханическую или механическую. Среди таких вариаций: Belarus-3522C на 364 лошадиных сил, Belarus-3522 на 355 л.с., Belarus-3522,5 и Belarus-3525,6.
Если сейчас такого железного коня может позволить себе не каждый, то надеемся, в ближайшем будущем появится его брат-близнец по приятной цене. Минский завод хочет перейти на моторные двигатели отечественного производства, чтобы белорусская техника стала более доступной для стран СНГ.
Преимущества и недостатки
Основываясь на отзывах владельцев сельскохозяйственной техники Беларус-3522, выделяем такие плюсы и минусы данной модели.
Преимущества | Недостатки |
Цена-качество в отношении с европейскими производителями. | Рамная конструкция утяжеляет железного коня. Больше вес – больше топлива необходимо, чтобы сдвинуть машину с места. |
Конструкция продумана для внезапного полевого ремонта. | Заводская резина быстро приходит в непригодность. |
Трактор дешевый в обслуживании, все детали и сервисный центр легко найти на постсоветском пространстве. | При неправильной эксплуатации летом, возможен перегрев мотора. |
Владельцы довольны мощностью. | |
Для энергоёмких работ не нужно выжимать из двигателя все соки. Тяговой силы достаточно для всех трудных задач. | |
Реверсный режим в кабине. |
Большая часть негативных отзывов – зачастую неправильное использование техники. Новые технологии требуют новых знаний. Внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации перед первой поездкой.
Аналоги
Близнецов у этой модели нет, но есть несколько схожих машин в сфере применения и по возможности агрегатирования. Конкурент «Кировец» – «К-744» выигрывает в стоимости из-за отечественного мотора, но проигрывает по расходу топлива. Есть отзывы, что летом под большой нагрузкой уж очень быстро перегревается.
Похожими функциями обладает Беларус-3222 и Беларус-3022. Но следует отметить, что у этих моделей слабее двигатели. А по заявлениям МТЗ Беларус-3522 считается самым мощным из сельскохозяйственных машин, производимых в Европе.