Бульдозер Т-130: технические характеристики трактора, масса, скорость

Гусеничный трактор Т-130 (Т-10.01) — бульдозер для тяжелых работ

Первые гусеничные представители бульдозера Т-130 выпускали еще при Советском Союзе. Первоосновой для производства являлся Т100, заимствованный от американской модели. В наши дни такая производительная машина имеет неплохой спрос. С 1963 по 1983 годы Челябинский завод по изготовлению и ремонту тракторов выпустил 412145 образцов. Машина подходит для осуществления деятельности в сельском хозяйстве, строительной отрасли, промышленности. С его помощью перевозят и перетаскивают грузы с одного места на другое, рыхлят почву перед посадкой, укладывают трубы, пашут, боронуют, окучивают растения.

Технические характеристики

Конструкция бульдозера Т-130 очень проста. Благодаря этому его легко ремонтировать. Запчасти для трактора можно было приобрести в любом месте. Они не являются дефицитом и в наше время. Основные детали тягача – двигатель, механическая коробка переключения передач, постоянно замкнутая муфта сцепления. Трансмиссия предполагает двенадцать скоростей, четыре из которых – для заднего хода.

За рулевое управление и торможение отвечает один и тот же рычаг. Гусеницы наделены единственным роликом, осуществляющим поддержку.

Подвеска полужесткая, состоит из двух лонжеронов, изготовленных методом штамповки. Тормозная система выполнена в виде ленты.

Предельное тяговое усилие производится при развиваемой скорости 2,6 км/ч. Максимально возможная развиваемая скорость во время движения вперед составляет 10,65 км/ч, назад – 8,63 км/ч.

Характеристики

Вес, кг 12720
Тяговый класс, тс 6
Варианты двигателей Д-130, Д-160
Мощность, л.с. 130 — 160
Тип двигателя Многотопливный
Объем гидросистемы, л 100 л
Давление, производимое на грунт, МПа 0,05 МПа
Потребление топлива, г/кВт*ч 244,3
Объем бака для солярки, л 290
Объем бака для смазки, л 32
Объем бака для охлаждающей жидкости, л 60
Объем бака бортовых редукторов, л 2*12
Объем бака гидросистемы, л 100
Длина, мм 5193
Ширина, мм 2475
Высота, мм 3085
База, мм 2478
Клиренс, мм 415
Ширина колеи, мм 1880

Двигатель

Для плодотворного использования тягача в его компоновку включены два мотора: пусковой и рабочий.

Пусковой двигатель предназначен для подготовки основного к безопасному запуску. Он присоединен к дизельному с левой стороны. Состоит из пускового механизма, редуктора, сцепления и устройства силовой передачи.

Основной рабочий мотор — дизельный четырехтактный, Д-130 или Д-160. Он имеет четыре цилиндра. Охлаждение водяное. В обоих видах моторов осуществляется воздушный турбонаддув, производимый в цилиндры. Бензин впрыскивается напрямую в поршневую камеру. Для бесперебойного легкого пуска в тяжелых условиях эксплуатации, при крайне низких температурах, разработчики предусмотрели дополнительный обогрев мотора перед запуском. Полный цикл работы заключается в четырех тактах:

  1. Впуск воздуха под высоким давлением в цилиндры для увеличения мощности;
  2. Сжатие воздуха, его нагрев, соприкосновение с топливом, сгорание;
  3. Рабочий ход производится за счет давления сгоревших расширенных газов на дно поршня, что заставляет коленвал вращаться;
  4. Выпуск отработанных газов.

Основной мотор работает на дизеле, для пускового необходима смесь пятнадцати — двадцати частей бензина любой марки с одной частью моторного масла.

Коробка передач

КПП преобразует мощность двигателя, она необходима для изменения оборотов на выходе, вращения выходного вала в противоположную сторону и разъединения всех деталей с двигателем. Для управления восемью скоростями, способствующими движению вперед и четырьмя скоростями, отвечающими за движение назад, КПП выполнена четырехходовой четырехвальной. Муфта сцепления применяется постоянно замкнутая. Корпус коробки выполнен из чугуна, в нем расположены ведомый, ведущий и два промежуточных вала. На втулках ведущего и ведомого валов вращаются постоянно зацепленные шестерни. Нормальную и быструю скорость, а также движение назад обеспечивают один из промежуточных в совокупности с ведущим валом, остальные скорости движения вперед – ведомый со вторым промежуточным.

Ходовая и трансмиссия

Подвеска предусмотрена полужесткая. В ее состав входит два лонжерона, произведенных методом штамповки. Они объединены с задним мостом. Подвеска имеет в своем составе балансирную поперечную рессору. Звенья-траки, входящие в состав полотна гусеничного, произведены методом штамповки. Звенья соединяются между собой пальцами из металла. Рычажная система осуществляет плавное, без рывков, рулевое управление благодаря фрикционной муфте ленточного типа. Для осуществления полного разворота рулевая система снабжена поворотной муфтой, находящейся на заднем мосту и присоединенной к приводным шестерням валами. Благодаря данному устройству рулевого управления бульдозер может осуществлять полный разворот на одном месте.

На тракторах Т-130 предусмотрено два варианта восьмиступенчатой трансмиссии, передающей движение от мотора к рабочим частям: гидромеханическая или механическая. При этом трансмиссия принадлежит к группе фрикционно-зубчатых передач, формируется из сцепления, поворотных муфт, тормозов и бортовых редукторов.

Сцепление

Для возможности плавного соединения мотора с коробкой передач Т-130 оборудован постоянно замкнутым механизмом сцепления, которое производит механическое замыкание дисков трения. Для упрощения ремонта все детали сцепления располагаются в маховике, который можно легко снять, не затрагивая при этом другие узлы бульдозера. Нажимной и ведущий диски, изготовленные из чугуна, начинают совершать вращательные движения за счет вращения маховика. Соединение между ними выполнено пальцами и опорным диском из стали. Выключение сцепления производится разъединением фрикционов.

Главная передача

Главная передача одноступенчатая, она сообщает крутящий момент устройствам, осуществляющим поворот, а также меняет направление поворота. Передача находится в среднем отсеке муфт поворотных. В главную передачу включены ведущая и ведомая конические шестерни, выполненные из прочных износоустойчивых материалов. Вал главной передачи осуществляет вращение на двух конических роликовых подшипниках. При вращении производится давление, за счет которого все части смазываются маслом. По центрам муфты имеют специальные отсеки, присоединенные сваркой, масло из них направляется к двум коническим подшипникам и смазывает их.

Муфты

Многодисковые постоянно замкнутые муфты поворота осуществляют изменение маршрута движения бульдозера и способствуют плавному его движению по неровностям. Расположены муфты в боковых частях корпуса. Ось, к которой прикреплены основные детали муфты, присоединена к главной передаче. Внутренний барабан – ведущая часть муфты. На него надеваются десять ведущих дисков, выполненных из стали. Сами по себе ведомые диски находятся посередине ведущих. В отсеке поворотных муфт вмонтирован под углом рычаг выключения. Для смазывания углубления радиально-упорного подшипника наверху поворотных муфт располагается емкость для масла. В самих муфтах проделаны отверстия для возможности их осмотра, корректировки, установки лебедок, а также для регулировки устройства, осуществляющего управление ими. В целях предотвращения попадания воды и грязи эти отверстия закрываются крышками. Чтобы удобно было очищать муфты, в нижней их части предусмотрены отверстия для спуска топлива.

Тормоза

Ленточные тормоза плавно уменьшают скорость, а также обуславливают остановку тягача. В тракторе Т-130 вмонтированы тормоза плавающего типа, которые оказывают действие на барабаны поворотных муфт. Данные тормоза представляют собой две ленты с асбестовыми накладками, которые закреплены между собой болтами. В отсеке для поворотных муфт сзади корпуса прикреплен тормозной кронштейн со специальными проушинами для установки рычагов с маленькими валами в количестве двух штук. К валу, находящемуся сзади, прикреплен нижний край ленты, к переднему присоединена вилка переднего. Верхний край соединяется с промежуточным валом внутренней тягой. На вал установлен рычаг, соединяющий его с проушиной педали тормоза.

Редуктор

Для Т-130 предусмотрен двухступенчатый бортовой редуктор, который устанавливает ведущее колесо в верное расположение по отношению к корпусу машины, изменяет передаточное число в большую сторону. Находится редуктор по боковым сторонам корпуса. В бульдозере Т-130 данный элемент сделан по типу двухступенчатой шестеренчатой передачи постоянного зацепления. Устройство имеет в своем составе две шестерни, одновенцовую и двухвенцовую, совершающих вращение в отсеках для подшипников, расположенных в корпусах и расточке кожуха.

Для установки подшипника одновенцовой шестерни выполнена глухая расточка, для двухвенцовой – сквозная с крышкой. Барабан поворотной муфты передает вращение ведущей шестерне. Расположение ведомой шестерни предусматривает ее легкую и быструю замену. Редуктор имеет специальную ванну для масла, уплотненную двумя прокладками. Неподвижные диски обеих прокладок плавающие, подвижный выполняет вращение одновременно с ведущим колесом.

Для установки ведущего и натяжного колес на одной поверхности с осью катков предназначены прокладки. Установка их осуществляется между крышкой и полуосью подшипника. При вращении шестерни разбрызгивают масло, смазывая элементы редуктора. В крышку концевого подшипника врезана емкость для масла, благодаря которой производится смазывание втулки.

Кабина и управление

В кабине трактора предусмотрены сидения для двух людей. Рабочее место водителя выполнено удобно и эргономично по сравнению со всеми предшественниками Т-130. Для удобства машиниста предусмотрена регулировка сидения, комфортное расположение рычагов, внедрена охладительная и отопительная системы обработки воздуха. В кабине около лобового стекла расположены руль, специальная панель с измерительными приборами для вывода характеристик работы машины. Для шумоизоляции и пылезащищенности имеются резиновые уплотнители дверей. Каркас бульдозера усилен в целях исключения механических повреждений.

Управление тягачом осуществляется рычагом, отвечающим за поворотный механизм, и педалью тормоза. Машине сообщается маршрут прямолинейного движения, которому она следует без дальнейшего участия человека. Чтобы произвести поворот, отключают одну из поворотных муфт для прекращения работы гусеницы.

Для правого поворота стимулируют правую гусеницу, для левого – левую.

Для вхождения в поворот под острым углом или для спуска с горки необходимо заранее переключиться на первую скорость. Если же поворот плавный, тормоз не используют.

Для предотвращения рывков при вхождении в поворот необходимо очень плавно воздействовать на управляющий поворотным механизмом рычаг, и так же плавно переводить его в начальное состояние по окончанию маневра.

Запрещено переключение скоростей в процессе переезда машины через препятствия, езды в гору или с горы. При спуске с тяжелым грузом в прицепе управление поворотным механизмом осуществляется наоборот. Для произведения полной остановки сокращают подачу бензина, отключают сцепление. Двигатель при этом сразу не выключают, дают ему несколько минут поработать на маленьких оборотах. Рукоятку акселератора устанавливают в нижнее положение.

Гидравлика и приводы

Тракторы Т-130 производятся с раздельно-агрегатной гидравлической и навесной системами. Навесная система позволяет подсоединять к машине различные агрегаты (навесные манипуляторы, прицепные механизмы, полунавесные конструкции), благодаря чему значительно расширяется сфера использования трактора. Гидравлическая система осуществляет руководство всеми присоединенными приспособлениями.

Для возможности эксплуатации в замерзшей или слишком плотной земле осуществлено принудительное углубление рабочего механизма. Маленькие затраты времени на полный разворот уменьшают потери времени при работе с навесными и полунавесными устройствами. Все части гидравлической системы связаны трубопроводами. Раздельно-агрегатная гидросистема состоит из:

  • Насоса;
  • Трубопровода;
  • Масляных баков;
  • Силовой трубы;
  • Редуктора привода гидронасосов;
  • Шестерней;
  • Механизмов включения насосов;
  • Гидрораспределителя;
  • Управляющих рычагов;
  • Гидроцилиндров.

Передний навесной механизм выполняет подключение установленных на закрепленной шарнирами раме орудий. В него входят два гидроцилиндра и устройство опорное.

Характеристики рыхлительного оборудования

Вид Однозубый Многозубый
Максимальное заглубление, см 65 65
Предельное количество зубьев, шт 1 3
Число положений зубьев по вертикали 3 3
Масса, кг 1155 2245
Угол рыхления с коротким башмаком, градусы 45
Угол рыхления с длинным башмаком, градусы 30

Характеристики бульдозерного оборудования

Тип отвала Прямой Полусферический
Ширина отвала, см 342 331
Максимальный подъем, см 102
Объем призмы волочения, м3 4,28 4,75
Высота при угле резания 55 градусов 1,31
Максимальный перекос при 10 градусах, см 63
Регулирование угла резания, градусы 10
Максимальное заглубление, см 44
Масса, кг 2240 2313

Преимущества и недостатки

Что характерно для любой техники, тягач наделен своими плюсами и минусами.

Плюсы

  • Допустима работа при любой погоде и температурах;
  • Простота комплектации;
  • Большой спектр доступных запчастей;
  • Надежность;
  • Высокая эффективность;
  • Безопасная работа;
  • Низкий расход дизеля, бензина и масла;
  • Высокая устойчивость.

Минусы

  • Затруднительное координирование;
  • Быстрая поломка фрикционов;
  • Механическая коробка переключения скоростей.

Инструкция по эксплуатации

Перед началом эксплуатации проверяют наличие и целостность всех узлов, запчастей, пломб, уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уровень масла, заливают топливо. Далее устанавливают на нейтраль ручку переключения передач, открывают кран для подачи топлива в систему. Ручку декомпрессора переключают в положение включения, сцепление выключают, ручку распределителя гидросистемы устанавливают на нейтраль. В морозы шторку радиатора закрывают.

Для того, чтобы завести пусковой двигатель, нужно выполнить ряд действий:

  • Открыть кран топливного бака;
  • Нажать зажигание;
  • Закрыть воздухозаслонку;
  • Открыть дроссельную заслонку;
  • Подкачать топливо;
  • Включить стартер на 5 секунд;
  • Установить пусковую рукоятку на гусенице;
  • Медленно провернуть валик;
  • Рукоятку резко повернуть;
  • Приоткрыть воздухозаслонку.

Далее включают дизельный двигатель, действия при этом следующие:

  • Повернуть ручку редуктора в замедленное положение;
  • Повернуть ручку бендикса в состояние «включено»;
  • Осуществить плавный запуск сцепления;
  • В течение одной минуты провернуть коленвал дизельного двигателя;
  • Включить сцепление;
  • Ручку редуктора повернуть в положение ускорения;
  • Выключить сцепление;
  • В течение двух минут провернуть коленвал дизельного двигателя на ускоренной скорости;
  • Рукоятку декомпрессора повернуть в положение работы;
  • Подать топливо;
  • Ручку акселлератора повернуть на середину;
  • Выключить пусковой двигатель, убедившись, что дизельный работает.

Дизельный двигатель во время морозов нуждается в предварительном подогреве. В этих целях предусмотрен нагреватель ПЖБ-400Б, осуществляющий нагревание воды и масла. Сливные его краны и краны блока двигателя необходимо закрыть. Кран радиатора, используемый для слива, пробки горловины водяного радиатора, трубы нагревателя нужно наоборот открыть. Пока нагреватель работает, заслонка отопителя кабины должна быть закрыта.

Техническое обслуживание

Для содержания трактора в хорошем техническом состоянии и снижения интенсивности износа всех его узлов и деталей необходимо периодически проходить техническое обслуживание. В него входит проверка работоспособности всех органов управления и агрегатов, замена всех жидкостей, осуществление смазки узлов, а также очищение элементов от загрязнений.

Ежемесячно необходимо производить осмотр и очистку, проверку всех болтовых соединений и гидросистемы на предмет герметичности. Эти процедуры нужно производить каждые 10 моточасов.

Первое техобслуживание проводится спустя 100 моточасов работы. Помимо всех процедур, проводимых при ежемесячном ТО, необходимо заварить появившиеся трещины, смазать все составные части.

Через 500 моточасов пробега проводится второе техобслуживание. В него добавляется проверка всех шарнирных соединений.

Третье ТО проводится через 1000 моточасов и подразумевает все вышепроизведенные процедуры, а также замену жидкостей гидросистемы трактора.

При переходе от одного сезона к другому следует проводить сезонное техобслуживание, которое включает в себя все процедуры третьего ТО.

Основные неисправности и способы их устранения

  1. При работе Т-130 возможен излишний нагрев двигателя. Причиной может стать малое количество охлаждающей жидкости, разрыв ремня вентилятора или чрезмерная нагрузка. Необходимо проверить и устранить все вероятные причины.
  2. Расход масла может увеличиться при выходе из строя поршневых колец и некоторых других элементов. Необходима замена поврежденных деталей.
  3. Если при работе двигателя слышен стук, нужно произвести регулировку угла опережения подачи топлива и проверить зазор в коленчатом вале.
  4. Подача масла осуществляется под низким давлением. Необходимо проверить уровень масла, работоспособность датчика, а также наличие дыры в баке, устранить неполадки.

Чем может комплектоваться

Самые первые представители Т-130 выпускались с дизельными двигателями Д-130 мощностью 130 л.с. С 1981 года разработчики добавили второй вариант — Д-160 с мощностью 160 л.с. Теперь мощность увеличилась до 160 л.с. Такие моторы гораздо более надежны, неприхотливы и устойчивы в работе. С введением нового мотора масса Т-130 возросла практически на тонну.

Модификации

Для прохождения трактора по сильному бездорожью, преодоления им препятствий разработчики выпустили модель Т-130Б и назвали его болотоходной. Главным отличием данной модификации является увеличенная поверхность гусениц.

Аналоги

Новые тракторы Т-170, Т10, Т11 аналогичны рассматриваемому Т-130. Они выпущены позже, и по параметрам превосходят первую в семействе модель. Бульдозер Т-170 имеет самые близкие параметры, и выпущен он вслед за Т-130. Его комплектуют более мощными двигателями двух вариантов: Д 160 и Д 180. Увеличен запас крутящего момента, устранена излишняя вибрация, кабина имеет лучшую видимость, тяговый класс увеличился на целых четыре пункта. По весу эти модели идентичны.

Стоимость

Сейчас трактор Т-130 уже не производится. Найти его можно только с пробегом. Цены на знаменитый бульдозер варьируются в зависимости от технического состояния и года выпуска и составляют от 180000 рублей до 1200000 рублей.

Ссылка на основную публикацию