Среди выпускаемой в СССР и России бульдозерной техники гусеничный трактор Т 170 занимает особое место. Высокая надёжность, универсальность, ремонтопригодность, сделали эту машину легендарной. Она пользуется успехом до сих пор, и выпущена в десятках модификаций (более 80 на момент подготовки материала).
Технические характеристики
Превосходные характеристики, мощность, проходимость, обеспечили этим бульдозерам многолетнюю популярность в самых разных сферах. Техника несколько раз подвергалась модификации. Так со временем на неё начали устанавливать более мощный и производительный агрегат. Изучались особенности работы в различных климатических зонах, при разных температурах.
Двигатель
Основной вариант агрегата, предлагаемого покупателям, это Д-160. Также реализуется его доработанная версия под названием Д-180. Как несложно догадаться по названию, цифра означает мощность. Доработка выполнялась с учётом изменения требований и упрощения эксплуатации. Так получилась более мощная версия, адаптированная для работы с четырьмя типами топлива. Она имеет повышенный запас крутящего момента.
Рабочий объём составляет 14,4 литра, номинальная частота вращения коленчатого вала – 1250 оборотов в минуту. В среднем агрегат расходует 218 г/кВт*ч. Устанавливается топливный бак ёмкостью 300 литров. Обе версии описываемого мотора – четырёхтактные и с турбонаддувом. Охлаждение во всех силовых установках применяется жидкостное.
Для регионов, в которых характерны экстремально низкие температуры, была разработана модификация, на которую устанавливался предпусковая система запуска с подогревом ПЖД 30.
Силовой агрегат имеет заявленный гарантированный ресурс 8 тысяч моточасов, после чего рекомендовано провести осмотр и выполнить капитальный ремонт.
Машины, оснащенные более мощным двигателем Д-180, являются многотопливными. Они могут одинаково эффективно работать как на дизтопливе, так и с использованием газового конденсата или керосина. Это существенно удешевляет эксплуатацию и делает использование этого трактора более привлекательным в сравнении с конкурентами.
Коробка переключения передач
Производитель устанавливал 4-вальную КПП с шестернями постоянного зацепления. Эта схема позволила сделать четыре задних и восемь передних передач. Для их переключения используется два рычага – один для выбора диапазонов, другой для смены передачи. Установлена муфта сцепления постоянно замкнутого типа.
Ходовая система
Подвеска полужесткого типа усилена жесткой балкой и пространственными фрикционами. Это позволило улучшить проходимость на грунтах твёрдого типа. Использована несущая сварная рама с гусеничными тележками. Движитель закреплён в трёх местах. Для машин, эксплуатируемых в болотистой местности, предусматривались длинные лонжероны на раму, а для снижения давления на грунт устанавливаются широкие траки и семь катков – по пять основных и два поддерживающих с каждой стороны.
Болотоход выглядит следующим образом:
- Используется 38 одногребневых башмака для гусениц с обеих сторон. Ширина – 500 мм.
- Шаг – 203 мм.
- Грунтозацеп имеет высоту 65 мм.
- Создаваемое удельное давление на грунт – 0,076 МПа.
Гидравлика
Для этой модели используется раздельно-агрегатная гидравлитка с шестерённым насосом. Гидравличеческие цилиндры передней подвески управляются рычагом гидрораспределителя. Для подключения гидролинии рычаг смещают в положение «заперто/нейтральное», осуществляют движение на себя (подъём), от себя (опускание) и далее в плавающее положение. При помощи правого рычага выполняется управление задней подвеской. Более подробная информация по управлению гидравликой описана в инструкции.
Электрика
Электросистема машины имеет номинальное напряжение 24В. Установлен электрогенератор мощностью 1000Вт. Комплектуется парой аккумуляторных батарей. Они обеспечивают питание как стартера, так и других потребителях при отключенном дизеле. Устанавливаются они в контейнерах. Соединены параллельно с генератором и последовательно между собой.
Навесная система
Производитель предусмотрел возможность установки различных типов навесного оборудования:
- Отвалы – полусферические, прямые, с гидрораскосом.
- Однозубые рыхлители.
- Лопаты и корчеватели.
- Лебёдки и ТСУ.
Также могут монтироваться средства трубоукладки, кабелеукладки, установки для забивания свай.
Устройство модели
Габаритные размеры
Габариты этой спецтехники типичны для класса. Трактор без труда своим ходом заезжает на трал. Также его можно погрузить в еврофуру или полуприцеп для экономии на транспортировке.
Длина | 4600 мм |
Высота | 3180 мм |
Ширина | 2480 мм |
Размер базы | 2517 мм |
Размер гусеничной колеи | 1880 мм |
Кабина
Советские трактора никогда не отличались высоким уровнем комфорта. Однако эта модель выгодно отличается, сочетая производительность с удобством для водителя. Кабина здесь каркасная, цельнометаллическая и утеплённая.
- Для лучшего обзора во время работы используется панорамный тип остекления.
- В новых версиях помимо радиатора отопления для холодного времени года, устанавливается кондиционер. Кабина эффективно вентилируется, исключая перегрев воздуха внутри.
- Приборная панель удобная, и на ней размещены все необходимые датчики. Водитель в реальном времени наблюдает за такими параметрами, как состояние системы очистки воздуха, давление масла и топлива, засорённость гидравлической системы. Также отображается вращение коленвала и время отработки.
- Тракторист защищён от опрокидывания или попадания камней. Для этого использован усиленный сварной каркас.
- Двери оборудованы фиксатором. Левая закрывается ключом, правая фиксируется защёлкой изнутри.
- Сиденье водителя можно отрегулировать по весу, росту, изменить угол наклона.
Такие преимущества дают машине очевидные преимущества перед аналогами от других производителей.
Управление и рулевая система
Если современные машины управляются при помощи руля, то Т-170 создан по старому принципу с рычагами управления. Так для поворота необходимо притормаживать гусеницу с одной стороны. Для этой цели используется ленточный фрикционный комплекс.
Преимущества и недостатки бульдозера
У этой техники есть множество достоинств:
- Высокий уровень надёжности при работе в сложных условиях. Производитель гарантирует, что трактор заведётся при отрицательных температурах до -40С.
- Трактор может использоваться для любых типов грунта.
- Простота установки и замены навесного оборудования.
- Габариты машины изначально рассчитаны для удобства транспортировки на ж/д платформах и при помощи автотрала.
- Владелец всегда точно знает время замены смазочных материалов, благодаря счётчикам отработанных моточасов.
- Приобретая Т-170, покупатель легко найдёт запчасти. Предприятие «Уралремтрак» выпускает детали и узлы, осуществляет сервисное обслуживание и ремонт до сих пор.
Список минусов намного короче. По мнению экспертов, их всего четыре:
- Кабина менее герметична, чем следует, и нуждается в доработке.
- При перевозке железной дорогой приходится демонтировать навесное оборудование с трактора.
- Фрикционные муфты достались машине от предшественника – Т-130. Они подвержены быстрому износу, а потому часто требуют замены.
- Особенности конструкции рулевого управления усложняют как эксплуатацию, так и ремонт.
Однако все минусы компенсирует ценовая доступность и выше перечисленные достоинства.
Модификации
С 1988 года производители выпустили свыше 80 разновидностей этого бульдозера. Одних только вариантов гусениц предлагалось семь видов. Выбор их конструкции определял тип грунта, на котором предполагалась работа, а также требования к тяговым свойствам, ходовой устойчивости.
Стандартный вариант модели с отвалом:
Эксплуатация
Простота и универсальность машины обусловила возможность её применения в различных сферах:
- В сельском хозяйстве при культивации, лущении, глубокой вспашки тяжёлого грунта.
- На карьерах – гравийных, песчаных, глиняных, где предъявляются повышенные требования к мощности и эксплуатационным качествам спецтехники.
- В коммунальном хозяйстве в весенний, осенний и зимний периоды.
- Для работы на лесозаготовках.
- На дорожно-ремонтных и строительных участках.
- В промышленной сфере.
Техническое обслуживание
Постоянное наличие запчастей и расходных материалов обеспечивает простоту техобслуживания. Обусловлено это и тем, что ЧТЗ сохраняет принцип преемственности, выпуская новые модели и модификации. Это позволило устанавливать новые детали и узлы на технику, снятую с производства.
Работы делятся на три типа:
- Первичная подготовка к эксплуатации.
- Проверка после первых 50 моточасов.
- Плановые ТО, частота которых определяется наработкой.
- Работы по потребности, в зависимости от показаний на приборах.
- Внеплановый ремонт.
Аналоги
В настоящее время выпускается немало машин, сходных по характеристикам. Основными конкурентами являются модели, выпускаемые «УралТракГрупп», «Резонанс», «Спецстроймаш». Это такие модели, как УТГ-10, УМЗ-УРБ-10М, ПТК К-703-МА-БК и другие.
Видео