В конце 50-х — начале 60-х годов XX века в Советском Союзе начали массово создаваться промышленные теплицы, крупные садоводческие хозяйства, птицефабрики и животноводческие фермы. В отличие от обычных полей, для обработки которых использовалась традиционная сельскохозяйственная техника, подобные предприятия нуждались в более компактных и маневренных машинах с хорошими тяговыми характеристиками, которые позволили механизировать тяжелый ручной труд.
Для удовлетворения нужд аграрного сектора на Харьковском тракторном заводе в 1966 г. начался выпуск трактора на колесном ходу Т-25. Спустя несколько лет, в 1972 г., его производство было передано на Владимирский завод, основной специализацией которого как-раз таки являлось изготовление компактной сельхозтехники.
Технические характеристики
Владимирский завод выпускал Т-25 вплоть до 2019 г. Его технические характеристики выглядели следующим образом:
- Мощность силового агрегата достигала 25 л.с.
- Тяговый класс — 0,6 т.;
- Количество передач: вперед — 8, назад — 6;
- Техника способна развивать скорость до 21 км/ч;
- Расход топлива — до 22 л/час.
Несмотря на достаточно скромные характеристики модель сумела получить широкую популярность среди механизаторов. Во многом это объясняется ее неприхотливостью в обслуживании, высокой ремонтопригодностью и весьма экономичному потреблению топлива. Использование различного навесного оборудования позволяло эксплуатировать Владимирец при сборе и перевозке урожая на виноградниках, в теплицах, фруктовых садах. Без него не обходились пропашные и посевные мероприятия на вязких и легких почвах. С его помощью организовывалась доставка кормов на животноводческих фермах.
Двигатель
В разных модификациях Т-25 использовалось несколько марок дизельных силовых установок, которые модернизировались со временем. Первоначально, “сердцем” конструкции Т-25 стал ДВС Д-120. Его отличительной особенностью являлось наличие передовой для того времени системы принудительного воздушного охлаждения. Она обеспечивала стабильную и безотказную работу двигателя даже при серьезных внешних нагрузках. Двухтактный мотор имел два цилиндра. Скорость вращения равнялась 1800 об/мин. Запуск двигателя выполнялся непосредственно из кабины оператора с помощью электростартера.
Характеристики двигателя Д-120:
Параметр | Значение |
Мощность | 22 л.с. |
Тип | Дизельный, двухтактный |
Кол-во цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра | 105 мм |
Ход поршня | 120 мм |
Объем цилиндров | 2,08 л. |
Ход поршня | 10,5 |
Охлаждение | Воздушное |
Напряжение бортовой сети | 12В |
Крутящий момент | 104 Нм |
На трактора Т-25А с механическим рулевым управлением без гидроусилителя устанавливался дизельный мотор с воздушным охлаждением марки Д-21. Этот силовой агрегат имеет два цилиндра, отличается высокой работоспособностью и отличными эксплуатационными характеристиками. В основе его конструкции — чугунный картер, обеспечивающий защиту деталям от механических повреждений.
Характеристики двигателя Д-21:
Параметр | Значение |
Мощность | 25 л.с. |
Тип | Дизельный, четырехтактиный |
Кол-во цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра | 105 мм |
Ход поршня | 120 мм |
Объем цилиндров | 2,07 л. |
Ход поршня | 10,5 |
Охлаждение | Воздушное |
Напряжение бортовой сети | 12В |
Крутящий момент | 113 Нм |
В последних комплектациях Т-25, которые выпускались в новом столетии, устанавливался четырехтактный двигатель Д-21А с двумя цилиндрами, воздушным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. Дизельный мотор обладает большим крутящим моментом в широком интервале оборотов, что обеспечивать мобильность и маневренность техники.
Характеристики двигателя Д-21А
Параметр | Значение |
Мощность | 25 л.с. |
Тип | Дизельный, четырехтактиный |
Кол-во цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра | 105 мм |
Ход поршня | 120 мм |
Объем цилиндров | 2,08 л. |
Ход поршня | 10,5 |
Охлаждение | Воздушное |
Напряжение бортовой сети | 12В |
Крутящий момент | 103 Нм |
Расход топлива
Как показало время, Т-25 — отличная сельскохозяйственная техника с экономичным расходом топлива. На холостом ходу норма расхода солярки находится в пределах 0,6-0,7 л/час. При умеренных нагрузках (например, во время движения с навесным оборудованием) расход топлива возрастает до 15-17 л/час. Максимальное значение данного показателя в 18-22 л/час достигается в процессе вспашки плотных и влажных грунтов.
Марка двигателя | Средний расход топлива при высоких нагрузках |
Д-120 | До 22 л/час |
Д-21 | До 43 л/час |
Д-21А | До 32 л/час |
Габариты трактора
В промышленных теплицах, виноградниках, животноводческих и птицеводческих фермах работают преимущественно на малогабаритной технике. Размеры Т-25 полностью отвечают этому условию.
Параметр | Значение |
Длина | 3,1 м |
Ширина | 1,37 м |
Высота | 2,5 м. |
Вес эксплуатационный | 2,2 т |
Колея | 1,2-1,4 м |
Коробка передач
Работает Владимирец на механической трансмиссии с ресивером и удвоителем. В отличие от большинства аналогов КПП модели обладает увеличенным количеством скоростей: 8 вперед и 6 назад. Благодаря такому набору передач машина свободно перемещается даже в небольшом пространстве, выполняет разнообразные операции на скорости до 21 км/ч.
Скорость движения трактора в соответствии с используемой передачей.
В трансмиссии используется однодисковое замкнутое сцепление. Все основные узлы и механизмы КП расположены в герметичном, литом корпусе, надежно защищенном от негативного внешнего воздействия. К нему крепится механизм задней навески, а также основные элементы рулевого управления.
Гидравлическая система
В состав гидравлической системы помимо шестеренчатой масляной помпы входят маслопроводы, бак, гидрораспределитель и цилиндры. Ее основная функция заключается в достижении бесперебойного функционирования гидравлики используемой навески.
Схема работы гидравлической системы проста. Масло под давлением, нагнетаемым шестеренчатым насосом, подается из бака в емкость-распределителя. Отсюда оно движется по маслопроводам в гидроцилиндр, тем самым обеспечивая поступательное движение поршня.
Задняя навеска
Система задней навески рассчитана на присоединение к трактору навесного оборудования, его опускание и поднимание, транспортировку к месту проведения сельскохозяйственных работ. Она получила традиционную трехточечную конструкцию, состоящую из:
- Центральной тяги;
- Соединительных цепей;
- Продольные цепи, соединяющиеся с корпусом коробки передач и со специальными раскосами и подъемными рычагами.
Крепление оборудования выполняется на свободный конец центральной тяги и подъемные рычаги продольных цепей. Максимальная грузоподъемность механизма задней навески — 600 килограмм.
Рулевое управление
Рулевое управление Т-25 может осуществляться не только механически, но и с помощью гидроусилителя руля. В первом варианте схема управления предусматривает вращение колес за счет усилия рулевого колеса передаваемого через систему карданных валов и шестеренок.
Рулевое управление с гидроусилителем является более совершенным и удобным в эксплуатации. Коленчатый вал двигателя с помощью ременной передачи направляет вращение на помпу усилителя, после чего происходит сжатие жидкости ГУР. Как только водитель поворачивает руль жидкость подается на поршень, который двигает рулевую тягу в рейке. Такая схема рулевого управления позволяет значительно облегчить усилия на руле. При этом выход из строя ГУРа практически никак не сказывается на управление. Руль становится тяжелее, но продолжает функционировать без какого-либо вреда для системы.
Заправочные объемы
Объемы заправочных емкостей трактора Т-25:
Параметр | Значение |
Топливный бак | 45 л. |
Система смазки ДВС | 7 л. |
Топливный насос | 0,1 л. |
Корпус главной передачи | 11 л. |
Корпус конечной передачи | 1,6 л. |
Гидравлическая система | 7,5 л. |
Электрооборудование
Система электрооборудования, реализованная на Т-25, направлена на решение сразу нескольких задач:
- Запуск двигателя;
- Зарядка имеющихся аккумуляторов;
- Дорожное освещение;
- Подача световых и звуковых сигналов;
- Питание приборов контроля и измерения основных параметров работы трактора.
Владимирец получил однопроводную (источники питания и потребители соединены в одну цепь) схему электроснабжения. Номинальное напряжение сети — 12 В.
Основное электрооборудование:
Параметры | Значение |
Генератор | Г302Б переменного тока |
Реле-регулятор | РР362Б |
АКБ | 3ТСТ135ЭМС, емкость 135 а/ч, кол-во — 2 шт. |
Устройство
Владимирец высоко ценят за его компактность и легкость управления. В целом, модель имеет конструкцию, которая мало чем отличается от инженерных решений, используемых в любых других тракторах. Ведущее место в ней занимает задний мост, выполняющий роль опоры для всей передней части машины, отвечает за изменение направления ее движения посредством системы рулевого управления.
Дизельный мотор с принудительным воздушным охлаждением имеет переднее расположение. Это значительно упрощает процесс техобслуживания и ремонта силовой установки, облегчает балансировку модели. Фактически у Т-25 нет классической рамы. Кабина и все остальные узлы и агрегаты навешены прямо на на КПП и ДВС.
Универсальная навесная система находится в задней части конструкции. Опорная площадь грунтозацепов достигает 35%, при этом их высота варьируется от 3,5 до 4,5 см. Данная особенность значительно повышает качество работы маневренной техники на огороде. В комплектацию Т-25 могут входить широкопрофильные шины или сдвоенные колеса, что способствует значительному улучшению сцепления с вязким и влажным грунтом.
Типы кабин
Говоря про кабины сразу стоит отметить, что Владимирец изготавливался в разных комплектациях. Базовая модификация, с выпуска которой и началась более, чем полувековая история трактора,одноместная кабина была металлической и застекленной со всех сторон. Ее отопление осуществлялось от гидравлики. Она имела прямоугольную форму и обеспечивала хороший, круговой обзор.
Позднее началось производство комплектаций с каркасом безопасности и мягким тентом. При этом производитель сохранил возможности установки металлической кабины, например, на случай, непогоды или эксплуатации машины в сложных климатических условиях.
Последняя модернизация кабины Т-25 проводилась в 1996 году. С этого времени в качестве источника тепла в ней используется маслосистема двигателя внутреннего сгорания. В современной версии работу оператора облегчает комплект зеркал заднего вида. Они установлены на правом и левом окнах. Помимо подогрева кабина оснащена такими опциями, как вентиляция, внутреннее освещение. Очиститель переднего стекла обеспечивает видимость перед техникой в непогоду. При необходимости положение сидения можно двигать вперед или назад относительно рулевой колонки.
Техническое обслуживание трактора
Техническое обслуживание трактора подразделяется на:
- ТО первого класса (повседневное) — выполняется через каждые 50 часов эксплуатации. В процессе повседневного технического обслуживания оператор должен проводить проверку уровня масла в ДВС, контролировать топливо на предмет утечки. При необходимости поверхность силовой установки очищается от пыли, грязи, пятен солярки и масла. Выполняется очистка топливного фильтра, подтягиваются анкерные болты и крепление шкива.
- ТО второго класса (сезонное) — согласно регламента производителя проводится через каждые 500 часов эксплуатации. Основное внимание в процессе сезонного техобслуживания уделяется проверке и восстановлению работоспособности следующих узлов: сальник коленвала, топливные форсунки, клапан впуска и выпуска топлива, моховик, поршневые кольца, крепеж головки цилиндра ДВС.
Важным преимуществом данной модели сельскохозяйственной техники является тот факт, что его техническое обслуживание является несложным и может выполняться самостоятельно.
Навесное оборудование
Трактор Т-25 позиционируется, как универсальная техника, которая может эксплуатироваться в паре с различным навесным и прицепным оборудованием:
- Опрыскиватель с емкостью 300 литров;
- Навесная почвофреза (2,1 метр);
- Двухкорпусный или четырехкорпусный плуг;
- Снеговой отвал;
- Картофелевыкапыватель;
- Бур садовый тракторный;
- Культиватор сплошной обработки;
- Роторная косилка;
- Дисковая борона;
- Сенокосилка сегментного типа;
- Окучник, грунтозацепы, оборудование для распределения удобрение и интоксицидов против вредителей.
Для перемещения на небольшие расстояния сыпучих материалов и дальнейшей перегрузки их в другие транспортные средства используется КУН — фронтальный погрузчик. Он представляет собой универсальное навесное оборудование, получившее широкое применение в небольших хозяйствах и на семейных фермах. КУН также задействуется для уборки снега, проведении планировочных работ на грунте.
Заключение
За прошедшие годы Владимирец производился в большом количестве модификаций. Но независимо от комплектации и года выпуска Т-25 сохранял свои компактные габаритные размеры и отличную маневренность, благодаря которым он вплоть до настоящего времени продолжает успешно трудиться во многих агропромышленных предприятиях, на приусадебных хозяйствах и частных фермах. Последние экземпляры легендарного трактора покинули конвейер в 2019 г. Ему на смену пришли более перспективные и совершенные модели. Впрочем, если рассматривать их более детально, то становится понятно, что многие техническое решения в них, уже успели положительно зарекомендовать себя именно в Т-25.