КамАЗ-65116: технические характеристики сидельного тягача, расход

Седельный тягач КамАЗ 65116 и его модификации

КамАЗ 65116 – тяжеловесный автотягач седельного типа, имеющий колёсную формулу 6х4 и разрешённую массу почти 38 тонн. Его возможно причислить к новому поколению тяжёлых грузовых авто, разработанных на Камском автозаводе. На сегодняшний день модель зарекомендовала себя в качестве одного из лучших грузовиков, созданных в РФ, и относящихся к категории тяжёлого коммерческого транспорта.

Назначение

Главное предназначение Камаз 65116 – транспортировка грузов по общественным дорогам. Его также разрешается применять в качестве комбинированного многозвенного транспорта, с прицепами разного типа, автоцистернами и бортовыми кузовами. Параметры платформенного основания модели обеспечивают большой объём кузова, позволяя разместить более 70 кубометров груза. Главное условие, которого следует придерживаться, касается максимальной массы прицепа. В соответствии с рекомендациями производителя она должна быть не более 30,5 тонн.

История создания модели

Разработка седельных тягачей, имеющих колёсную формулу 6х4, стартовала на Камском автозаводе больше 30 лет назад. Пилотная модель – КамАз-5410 подразумевала использование с прицепами и полуприцепами, масса которых не превышала 25 тонн.

Рисунок КамАЗ-5410-ФТ

Позже появилась усовершенствованная версия с маркировкой 54112. Его главными отличиями от предшественника стали: увеличенная грузоподъёмность, размещение узлов позади кабины, больший объём бака и конструктивные особенности рессор.

С приходом нового тысячелетия линейка трёхосных автотягачей обновилась. Модель с индексом 54115 была оснащена высокой кабиной, дизельным турбодвигателем мощностью 240 лошадиных сил, соответствующим нормативам Евро-2, а также 9-ступенчатой МКПП.

Следующим седельным тягачом этой линейки стал КамАЗ-65116, сошедший с конвейера в 2009 году. Он был признан не только достойным наследником предыдущих моделей, но и получил ряд усовершенствований, позволивших улучшить его комфортабельность, экономичность и безопасность.

Технические характеристики

Манёвренность и тяговые параметры КамАЗ 65116 ставят его на одну ступень с аналогичными авто зарубежного производства. Внешне тягач повторил определённые черты предшественников. Тем не менее он стал абсолютно новым авто, обладающим полным набором опций и возможностей, необходимых для грузовиков этой категории.

Габаритные размеры

  • длина – 6520 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2850 мм;

Модификации двигателей

Автомобиль комплектуется несколькими силовыми агрегатами, основными из которых являются:

  1. 4-тактный дизельный агрегат с турбонаддувом, объёмом 10,85 л и мощностью 260 л.с., собственного производства. Конструкция мотора состоит из 8 цилиндров, имеющих V-образное размещение;
  2. 8-цилиндровый V-образный турбодизельный ДВС объёмом 10,85 л, способный развивать мощность до 280 л.с. Силовой агрегат, разработанный на Камском автозаводе, поддерживает экостандарт Евро-3;
  3. 300-сильный 6-цилиндровый турбодизельный двигатель Cummins, объёмом 6,7 л, производимый автозаводом по лицензии.

Важно: Агрегаты Cummins обладают большей эффективностью, но имеют некоторые особенности. Речь идёт о хорошем уходе, проведении планового ТО в соответствии со сроками, а также применении смазочных материалов определённого производителя. При соблюдении этих рекомендаций ресурс силовых установок достигает 1 млн км!

Расход топлива

У модификаций, оснащённых двигателями Cummins, расход топлива на 100 км составляет примерно 24 л летом, и до 30 л с наступлением зимних холодов. Тягачи, на которых установлены отечественные агрегаты, потребляют от 37 до 41 л топлива.

Тип двигателя Расход в летнее время Расход в зимнее время
V-образный производства РФ 37 л 41 л
Cummins (по лицензии) 24 л 30 л

Указанные параметры актуальны для незагруженного авто, при полной загруженности показатели существенно возрастают. В зависимости от дорожного покрытия, состояния блокировок и прочих факторов, показатель может достичь 52 литров на сотню.

Трансмиссия

В комплекте с силовыми агрегатами устанавливаются 9-ступенчатые МКПП ZF9, оснащённые гидроприводом и электронным контроллером. В процессе эксплуатирования коробка работает чётко, однако требует существенного усилия при переключении.

Два задних моста имеют межколёсную блокировку. Передаточное число равно 5,94 или 6,53, что определяется комплектовкой. В некоторых моделях дополнительно ставится коробка отбора мощности.

Ходовая часть и тормозная система

Тормозящий механизм большегруза представлен барабанными тормозами с пневмоприводом. Они способны полностью остановить предельно загруженный автомобиль, двигающийся с интенсивностью 80 км/час, меньше чем за 40 метров.

Передняя ходовая представлена вертикальными гидродемпферами и листовыми рессорами, ход которых ограничивается буферами. Она фиксируется с передним мостом, где размещены поворотные устройства и тормозящий механизм.

Рисунок Передняя подвеска КамАЗ-65116

Задняя подвеска состоит из двух 10-листовых рессор, с двигающимися наконечниками, дополненных надёжными стабилизаторами. К ходовой фиксируется задняя часть с тяговыми осями.

Седельно сцепное устройство

Безопасное буксирование полуприцепа, предельный вес которого может достигать 30,5 тонн, гарантирует седельно-сцепное устройство (ССУ). Литая конструкция позволяет выполнять полуавтоматизированную сцепку полуприцепа и большегруза. Применяемый сцепной шкворень имеет диаметр 50 мм.

Рисунок Конструкция седельно-сцепного устройства

Высота устройства с 2-мя степенями свободы варьируется от 1255 до 1330 мм, при предельной и снаряжённой массе соответственно. Для корректной работы, на ССУ должен быть нанесён небольшой слой смазки.

Электрооборудование

В современных автотягачах монтируется типовая система электрооборудования, подразумевающая наличие однопроводной электросхемы и фиксированного напряжения 24 В. Для обеспечения запуска двигателя и подпитки оборудования используются 2 аккумуляторных батареи, ёмкостью 190 А/ч, имеющих последовательное соединение.

Для зарядки аккумуляторов и поддержки электроприборов при работающей двигательной станции служит генераторный узел, с выходным питанием 28 В и мощностью 2 кВт.

Динамические характеристики

  • Длина тормозного пути при предельной загрузке и скорости 80 км/ч – 38,5 м;
  • Максимальная скорость (по данным завода-изготовителя) – не меньше 90 км/ч;
  • Максимальный угол преодолеваемого подъёма – не меньше 10 град.;
  • Средний расход топлива на 100 км – 27 л у Cummins и 39 л у отечественных ДВС;
  • Внешний габаритный радиус поворота – 10,7 м.

Весовые параметры и распределение нагрузок

  • Снаряжённая масса – 7275 кг;
  • Распределение нагрузки – передний мост 3600 кг, задняя тележка 3675 кг;
  • Полная масса тягача – 22800 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передний мост 5050 кг, задняя тележка 17800 кг;
  • Нагрузка на ССУ – 15500 кг;
  • Масса при полной загрузке – 37850 кг.

Устройство

Конструктивные нюансы в альянсе с надёжным турбодизельным ДВС позволяют обеспечивать максимально возможную степень экономичной эффективности. Она достигается благодаря минимизации денежных трат на ТО механических узлов и бюджетной процедуре ремонтных работ моторной части. При надлежащем уходе и своевременном обслуживании двигатель способен функционировать без ремонтного вмешательства до миллиона километров.

Рама

Основой КамАЗ-65116 является надёжная рама, имеющая высокую прочность. Её конструкция состоит из двух лонжеронов, соединённых поперечинами. Благодаря использованию дополнительных усилителей, представляющих собой внутренние и внешние накладки, производителю удалось добиться повышения общей грузоподъёмности почти до 38 тонн.

Рисунок Конструкция рамы КамАЗ-65116

На раме монтируется литое ССУ с 2-мя степенями свободы, позволяющее производить перевозку даже тентованных и контейнерных полуприцепов, вес которых не больше 30,5 тонн.

Кабина

При создании обновлённого тягача разработчики предельно внимательно отнеслись к обеспечению комфорта его использования. Серьёзной модернизации подверглась кабина автомобиля. В отличие от предшественников, здесь установлены: модернизированная панель с боковыми проставками, эргономичная панель приборов, гарантирующая комфортный доступ ко всем управляющим элементам и регулируемые сидения Grammer, которые любой водитель сможет настроить с учётом своих анатомических особенностей.

Рулевая колонка регулируется по высоте, а, чтобы водитель смог легко производить различные манёвры, конструкция дополнена интегрированным гидроцилиндром. Кабина тягача имеет хорошую шумоизоляцию. После модернизации она стала более комфортабельной и просторной. Увеличения объёма удалось добиться благодаря поднятию потолочной части. Для дополнительного удобства здесь есть спальное место, разместившееся позади сидений, а над ветровым стеклом расположены вещевые отсеки.

Габаритно массовые параметры

  • Длина – 6520 мм;
  • Высота – 2850 мм;
  • Ширина – 2500 мм;
  • Снаряжённая масса – 7275 кг;
  • Макс. нагрузка на седло – 15500 кг;
  • Макс. масса полуприцепа – 30500 кг;
  • Макс. масса автопоезда – 37850 кг;
  • Макс. нагрузка на заднюю ось – 17800 кг;
  • Макс. нагрузка на переднюю ось – 5050 кг.
Рисунок Габаритные размеры КамАЗ-65116-А4

Модификации

  • КамАЗ-65116.019 схож с базовой версией, однако поставляется с турбодизельным ДВС мощностью 240 л.с., поддерживающим экотребования Евро-2. Несмотря на более низкие характеристики, мотор вполне способен «осилить» до 37,9 тонны груза;
  • КамАЗ-65116.62 поставляется с турбодизельной установкой мощностью 280 л.с. поддерживающей экостандарт Евро-5. На крыше кабины установлен спойлер, благодаря которому улучшается динамика автомобиля, и уменьшается расход горючего (до 15%);
  • КамАЗ-65116 N3 оснащён 300-сильным турбодизелем Cummins. 9-ступенчатой «механикой» и коробкой отбора мощности. Благодаря выбросу отработанных газов вперёд, мощность мотора увеличивается. Особенностью модификации также является усовершенствованная кабина и наличие аэродинамического козырька;
Рисунок КамАЗ-65116-N3
  • КамАЗ-65116 А4 поставляется с дизелем Cummins, дополненным системой AdBlue, позволяющей нейтрализовать отработанные газы. Эта особенность уменьшает мощность двигателя до 282 л.с.
  • КамАЗ-65116.32 оснащается отечественным 300-сильным 8-цилиндровым силовым агрегатом, объёмом 11,76 л. Эта версия является наиболее экономичной, так как работает на газе. Расход топлива на 100 км ниже в 2,5 раза по сравнению с дизельным ДВС, при этом токсические выбросы снижаются в 5 раз. В качестве топливных ёмкостей здесь используются 13 80-литровых баллонов.

Основные преимущества и недостатки

Главными преимуществами КамАЗ-65116 можно назвать надёжный силовой агрегат и КПП. Конструктив автомобиля прошёл проверку временем, и уже не раз доказал свою актуальность. Обновлённый тягач имеет современный экстерьер и комфортабельную кабину, при этом его стоимость существенно ниже иностранных аналогов. К плюсам также стоит отнести и короткий срок окупаемости.

Что касается основного недостатка, то им можно назвать низкую крейсерскую скорость. Ещё одним минусом обладают модификации, комплектуемые отечественными ДВС, так как для них характерно большое потребление топлива.

Ссылка на основную публикацию